Ну
вот, наконец, дошло дело до репортажа о поездке по олимпийским объектам в
Сочи. Пресс-служба ОК РФ любезно предоставила нам микроавтобус и первым
делом мы отправились в Олимпийский парк, который строится в
Имеретинской долине. Слухов и сплетен вокруг строительства в Сочи было в
достатке и очень хотелось посмотреть на строительство своими глазами,
хотя бы и под вежливым присмотром сотрудников пресс-службы оргкомитета.
Попасть
на строительную площадку Олимпийского парка совсем не просто. Контроль
за въезжающими на стройку машинами строжайший и напоминает пересечение
государственной границы.
Большегрузные фуры даже просвечивают на вот такой мобильной установке.
Как
будет выглядеть арена после окончания строительства видно на картинке в
начале этого репортажа. А так она выглядела 20 мая этого года.
Большая ледовая арена будет вмещать 12 000 зрителей. Здесь её называют «колизеем».
В
тот день работы велись на нескольких эатажах сооружения. Народу, на
первый взгляд, было немного. Наверху рабочие собрали опалубку для
заливки бетона, внизу — женщины в касках замазывали щели и дефекты в
бетонных плитах.
Работы,
не требующие особой квалификации, выполняют гастарбайтеры из Азии. Судя
по разговору и виду — таджики. Я спросил, сколько им платят — сказали,
что «от 15 000 рублей». Я сделал вид, что поверил. Ходили слухи, что на
олимпийских стройках периодически задерживают выплаты заработной платы,
но, как я понял, это относится ко всякого рода «боковым» стройкам, не
относящимся впрямую к спортивным сооружениям — строительству домов для
переселяемых, например. Всё зависит от исполнителя работ. Большую
ледовую арену строит НПО «Мостовик»
В
этом месте должны были быть фотографии строительства Олимпийского
стадиона — главного сооружения, где должно состояться открытие и
закрытие Олимпиады 2014. Но таких фотографий у меня нет — на том месте,
где должен уже стоять фундамент сооружения, живут люди, которые не хотят
покидать насиженные места и уезжать туда, где им строят жилье взамен.
Ситуация сложная и очень неоднозначная. Не секрет, что главным
источником дохода для сочинцев является сдача жилья внаем. В долине
построены десятки тысяч метров такого жилья. В поселке видны пятиэтажные
гостиницы, которые исправно кормят своих хозяев. Уехать из такого места
для многих означает потерю средств к существованию. Для таких семей
строят адекватное жилье, но многих оно не устраивает по самым разным
причинам. Есть и другая сторона проблемы — иногда у хозяев
трех-четырехэтажного дома документы оформлены так, будто на этом месте
стоит небольшая одноэтажная хибара. Соответственно официальным
документам на жилье хозяевам таких мини-гостиниц предлагают переселиться
в другое место и получить столько же метров, сколько у них указано. А
это, как сами понимаете, трагедия. Пока вопросы эти решаются, стройка не
идет и рядом с Большой ледовой ареной, по-прежнему, жилой поселок.
Сейчас только можно посмотреть, каким должен быть Олимпийский стадион:
Когда
мы гуляли по Большой ледовой арене, я заметил внизу рабочих у столовой и
попросил разрешения зайти туда после окончания нашей экскурсии.
Шеф-повар
пустила меня на свою территорию. Обеденное время только началось и
рабочие столпились у раздачи, ожидая, когда их начнут кормить.
Я с трудом пробился к меню, чтобы посмотреть на ассортимент и цены.
Строители Олимпиады 2014.
Мы
потом подошли к месту, где «Ингеоком» строит арену для конькобежного
спорта. Этот стадион после окончания Игр может быть разобран и увезен
туда, где пригодится (я тут сразу вспомнил анекдот про ворону. «Не
пригодилась...»). Строители катка в этот момент стояли в очереди в
столовой, поэтому снимать тут было нечего.
Транспортная
проблема в этих местах — одна из самых серьезных, поэтому от
Олимпийского парка через аэропорт строят железную дорогу и автомобильное
шоссе в район Красной поляны, где будут проводиться соревнования
лыжников. Строительство грандиозное и очень дорогостоящее.
В
каких сложных условиях городской застройки ведется строительство трассы
хорошо видно на этом снимке, который я сделал из иллюминатора
садящегося самолета. По левому берегу реки Мзымта пройдет однопутная
железная дорога с двухпутными вставками, а рядом — двухполосная
автотрасса. Для этого в скалах прорубают тоннели, к одному из которых мы
и поехали.
На
фотографии — еще одно чудо немецкого технического гения:
тоннелепроходческий щит Herrenknecht-13210. Щит был заказан в Германии
специально для строительства олимпийской трассы и предназначен для
строительства самого большого по диаметру (13 метров) и по протяженности
(3169 метров) автодорожного тоннеля олимпийской трассы.
Сборка щита велась в круглосуточном режиме в течение 8 недель. Общий вес комплекса — полторы тысячи тонн, длина — 80 метров.
Здесь,
конечно, все решали сжатые сроки строительства трассы — такой щит, как
мне сказали, позволит увеличить скорость строительства по сравнению с
обычными горнопроходческими комбайнами в десять раз. Скорость щитовой
проходки составляет от 100 до 300 метров в месяц.
После
наладки щит должен пройти несколько десятков «гарантийных» метров. До
этого момента здесь находится бригада специалистов от
завода-производителя.
Щит
не только грызет скалу, делая в ней тоннель, но и тут же укладывает по
его диаметру бетонные тюбинги. Космическая пушка справа — бур для взятия
образцов породы.
Щит выстилает поверхность тоннеля тюбингами и для того, чтобы двигаться дальше, отталкивается от них с помощью гидравлики.
Тюбинги доставляются к месту укладки с помощью крана с вакуумной присоской. Вес одной такой бетонной плиты — 11 тонн.
А
потом мы отправились в место, где расположен горнолыжный комплекс
«Горная карусель». Там забрались на самый верх с помощью трех
подъемников, выпили чаю с блинами в кафе «Сугроб», спустились и поехали
назад, в Сочи.